Леонардо Второй – вновь «на троне». Чем это чревато для Luxottica и Ray Ban?
История успеха и самого окулярного бренда Ray Ban, и итальянской компании Luxottica, владеющей культовой торговой маркой, – яркое доказательство умения Леонардо дель Веккио, основателя группы, чувствовать перспективные направления развития бизнеса. Но одно дело – проявлять деловую хватку, создавая предприятие «с нуля». Совсем другое – отойти от дел, а потом решить, что не утратил чутья, и вернуться к управлению фирмой. Можно поставить себя и других в неловкое положение. Так уже бывало.
Но, похоже, итальянский олигарх об этом не задумывается. В начале сентября 2014 года Леонардо Второй принимает решение вновь возглавить бизнес. И это при том, что ему – уже 79 лет! Да и от дел он отошел достаточно давно.
Для дель Веккио освобождают кресло исполнительного председателя в совете директоров компании. 49-летний Андреа Гуэрра, который занимал этот пост, вынужден уйти, получив в качестве выходного пособия одиннадцать с половиной миллионов евро.
Удастся ли справиться основателю Luxottica с огромным объемом работы, который ложится на плечи руководителя такой крупной корпорации? Не станет ли возраст помехой для этого? Сохранилось ли потрясающее деловое чутье Леонардо Второго, позволившего вывести фирму в лидеры на мировом рынке оптики? Как говорится, поживем – увидим. Хотя риск, что продолжение окажется не столь блестящим, как начало, есть. И вот почему.
Конкуренция с самим собой
Возвращение в бизнес его отца-основателя обычно связано с абсолютной убежденностью человека, что он не утратил деловой хватки и харизмы, позволяющей вести за собой людей. Но, как правило, это оказывается не так. По словам инвестора Питера Тиля, если предприниматель, который создал успешный бизнес, хочет, отойдя от дел, вернуться, есть риск, что он вступит в компании в конкуренцию с самим собой.
Это как в спорте: если завоевал олимпийское «золото», можно спокойно уходить – такой же головокружительный успех вряд ли доведется пережить снова. Кроме того, возвращение к управлению фирмой ее создателя может повлечь за собой конфликты в коллективе, но не привести компанию к желаемому результату.
Ноам Вассерман, профессор бизнес-школы Гарварда, исследовавший ситуации ухода-возврата руководителей, объясняет такие решения дилеммой, которая стоит перед основателями. С одной стороны, человек хочет сохранить в своих руках власть, продолжать контролировать любимое «детище», с другой – нужно поддерживать рост стоимости компании, увеличивать прибыль.
Выполнить вторую задачу – намного легче, если привлечь к руководству фирмой профессионалов, передать контроль над компанией внешним инвесторам. Однако современная «мода» в менеджменте показывает обратную ситуацию. Отцы-основатели все чаще остаются у руля своих предприятий до последнего.
И тем, кто вкладывает капитал в развитие бизнеса, венчурным капиталистам, это нравится. Похоже, они считают, что именно инстинкт первопроходца подскажет руководителю крупной компании, как омолодить бизнес.
По словам одного из основателей Andreessen Horowitz Бена Хоровитца, у генеральных директоров, являющихся одновременно создателями фирм, есть видение своего дела в долгосрочной перспективе. Они прекрасно понимают, что жизненные циклы их товаров зависят от вкладываемых инвестиций. Но даже самые длительные циклы все равно когда-нибудь заканчиваются.
Было такое понимание и у Леонардо дель Веккио. Но сохранилось ли? Вот в чем вопрос. Совсем недавно, еще при руководстве Андреа Гуэрра, Ray Ban пережили очередной всплеск интереса. Это было сделано поддержанием имиджа и лояльности покупателей. Параллельно компания развивала и другие направления. Но согласен ли с такой политикой отец-основатель, вернувшийся к рулю?..